Семинар «Техники формативного оценивания» » Жетісу облысы Сарқан ауданы К.Д.Ушинский атындағы орта мектеп
Жетісу облысы
Сарқан ауданы білім бөлімінің
"К.Д.Ушинский атындағы орта мектебі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(7284) 32-14-43
Нашар көрушілер
нұсқасы
25
октябрь
2022

Семинар «Техники формативного оценивания»

Семинар
«Техники формативного оценивания»

Цель: познакомить с содержанием и практикой формативного оценивания, значимостью для эффективного обучения.
Ход семинара
1. Деление на группы
В аудитории сформировано несколько отдельных рабочих. У каждой группы на столе лежат постеры, фломастеры, стикеры, а также открытка.
Каждый участник, входя в аудиторию, получает фрагмент открытки, его задача найти в какую группу он попал, воспользовавшись целыми открытками, расположенными на столах.
2.Вступительное слово
Дорогие коллеги!Вот вы и одна команда! Как здорово, что наш семинар объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей.
Пора начинать наше новое путешествие в мир Оценивания достижений!
Продолжать путь нам предстоит, работая в командах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила!

3.Концептуальное колесо
Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Участникам семинара необходимо подобрать синонимы к слову «Формативное оценивание»и вписывают их в секторы колеса. (приложение 2)

4.Теоретическая часть
Активный процесс внедрения формативного оценивания в Казахстане начался в 2012 году после внедрения уровневых программ повышения квалификации учителей.
Формативное оценивание может быть определено как совокупность видов совместной деятельности учителями и учеников с целью сбора информации необходимой для совершенствования учебного процесса в ходе интеграции оценивания с обучением.
Ключевая идея формативного оценивания заключается в том, что собранный материал должен использоваться на всех этапах обучения
Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.
Формативное оценивание:
•используется в повседневной практике (поурочно, ежедневно);
•применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя

При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении.
Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе.
Таким образом, оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции. Если представить, что дети – цветы, то суммативное оценивание растений – это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.
Формативное оценивание эквивалентно уходу за растением и его поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.
Процесс формативного оценивания представляет собой циклическую структуру, иллюстрирующую то, что оценивание выступает как непрерывный процесс, интегрированный с методикой преподавания и учения, нацеленных на устранение пробелов в знаниях у учащихся. Когда устраняется один пробел открывается другой по ходу продвижения на следующую стадию обучения, и формативное оценивание призвано снова и снова устранять подобные пробелы в обучении.
Таким образом, цель формативного оценивания состоит в том, чтобы контролировать прогресс учащихся, обеспечить продолжающуюся обратную связь, которая может использоваться учителями, чтобы улучшить процесс их обучения и улучшить учение учеников.
Для формативного оценивания необходимы:
1) Знание и понимание учащимися целей обучения.
Ребенок должен четко знать, к какому результату он должен прийти. В результате ученик научится ставить цель: конкретную (Specific), измеримую (Measurable), достижимую (Achievable), значимую (Relevant), определенную во времени (Timed/Timed-bound).
2) Эффективная обратная связь с учениками.
Должна быть чёткой, понятной, своевременной и по теме.
3) Активное участие учащихся в процессе собственного познания.
4) Знание и понимание учащимися критериев оценивания.
Практика показывает, что разработка критериев делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех.
5) Возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)
Ученики должны научиться самооценке с тем, чтобы могли понимать цель своего учения и как достигать успеха.
6) Корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.
Применение формативного оценивания является сущностью эффективного преподавания, оно является мощным инструментом для улучшения обучения.
В процессе интеграции формативного оценивания в план урока необходимо учитывать следующее, что данный вид оценивания является «оцениванием для обучения», безотметочным, охватывает все цели обучения, осуществляется в соответствии с критериями оценивания, предоставляется обратная связь о прогрессе каждого учащегося, используются результаты для улучшения качества преподавания и обучения. Написание кратких пояснений по плану урока, осуществление рефлексии после урока и обсуждение с коллегами позволяют учителю улучшить следующий урок, оптимизировать ресурсы, задания и методы формативного оценивания. Тема нашего семинара «Техники формативного оценивания». У вас было домашнее задание «Техники формативного оценивания».
5.Работа в группах
Каждая группа получает задание. Группа – экспертов учителей различными методами формативного оценивания оценивают работу группы.








Задание 1 группе:

1.Восстановите модель критериального оценивания
2.Определите, какие ключевые слова и словосочетания пропущены в тексте, заполните пропуски в предложениях.
Формативное оценивание – это вид ¬¬¬¬_______________, который проводится ________________, обеспечивает обратную связь между _______________________ и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без _____________________________.
3.Составьте алгоритм формативного оценивания из предложенных элементов.
Таксономия Блума, цели обучения, задания, критерии оценивания, учебная программа, обратная связь, дескрипторы.


Задание для формативного оценивания 2 группе
Расположите части текста по порядку и приклейте на бумагу, соблюдая последовательность событий рассказа. Прочитайте и перескажите.

Дескриптор: располагает части текста последовательно в соответствии с сюжетной линией рассказа; пересказывает основное содержание текста.
Обратная связь
Учитель дает обратную связь по заданию, используя слова поощрения: «Очень хорошо», «Молодец» и другие.

Самостоятельная работа в группах. Заполнение таблицы.

Формативное (формирующее) оцениваниеСуммативное (итоговое) оценивание


Совместное обсуждение результатов.

Формативное (формирующее) оцениваниеСуммативное (итоговое) оценивание
Оценивание для обучения Оценивание обучения
Непрерывный процессОпределенный период времени
Причины сильных и слабых сторон учениковПредоставление отчетности
Корректировка деятельностиКонстатирование уровня усвоенности
Предполагает обратную связьСоотношения достижений с установленными нормами
Учитель- не единственный оценщикПредусматривает выставление оценок
Направлено на улучшение обученияНаправлено на подведение итогов
НаблюдениеОсновано на нормативных документах


Задание для формативного оценивания 3 группе
Перед вами текст, прочитайте его про себя. Задание: изобразите содержание текста при помощи рисунка, схемы таким образом, чтобы другая группа смогла по вашей схеме восстановить, рассказать содержание вашего текста. Эксперты создают новые критерии для оценивания этой работы.

Далее им предлагается задание на обобщение темы: Элективный (выборочный) тест.
Учитель раздает каждой группе карточки с буквами «A,B,C», просит участников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Участникам предоставляется 20 секунд на выбор ответа. Таким образом, учитель подводит итоги своего выступления, насколько доступна была изложенная им информация.

1.Что же такое формативное оценивание? Формативное оценивание это-
A.Технический прием
B.Оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, обеспеченивающая эффективную обратную связь с учащимися
C.Оценивание обучения
2.Целью формативного оценивания является:
A.корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов
B.регистрация продвижения обучения
C.подведение итогов для выставления отметок
3.Что играет главную роль современном обществе в обеспечении успешных достижений в обучении учащихся ?
A.внутренняя мотивация
B.самореализация учеников
C.Осведомление ученика о том,что он достиг определенного уровня в обучении.
4.Для того, чтобы повысить внутреннюю мотивацию учащихся, очень важно учитывать
A.предыдущий опыт их достижений,
B.целенаправленную организацию активной деятельности на уроке с обеспечением обратной связи с учащимися
C.все перечисленное
5.Основная роль учителя в процессе обучения:
A.Быть консультантом и наставником
B.Быть другом
C.Объяснять критерии оценивания
Затем учитель просит поднять карточки с буквами - правильными ответами. Участники в группе поднимают одновременно карточки.
Ответы позволят учителю определить уровень и качество понимания участниками изложенной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.


УпражнениеДа-нетка. Закрасить клетку с правильным ответом.
Оценка учителя. Проверка с помощью матрицы. Записывают количество баллов.


ВопросДанет
1Формативное оценивание – помогает учащимся скорректировать свою работу
2Формативное оценивание – дает заключительное суждение
3Суммативное оценивание – помогает учителю планировать свою работу
4Суммативное оценивание – обычно в конце темы, раздела
5Формативное оценивание – дает обратную связь
Всего баллов
Упр. 3– Да-нетка. Закрасить клетку с правильным ответом.
Оценка учителя. Проверка с помощью матрицы. Записывают количество баллов.


ВопросДанет
1Формативное оценивание – помогает учащимся скорректировать свою работу+
2Формативное оценивание – дает заключительное суждение+
3Суммативное оценивание – помогает учителю планировать свою работу+
4Суммативное оценивание – обычно в конце темы, раздела+
5Формативное оценивание – дает обратную связь+
Всего баллов



Заключение:
Учитель, в своей деятельности должен уметь использовать разнообразные техники формативного оценивания. При этом использование техник формативного оценивания на уроке не должно быть самоцелью учителя, результаты оценивания должны позволять вносить корректировки в деятельность учащегося и учителя для улучшения качества образования.
Нужно помнить, что применение методологии формативного оценивания становится одним из важнейших критериев новой системы оценки работы учителя и использование методовформативного оценивания на уроках показало, что у учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи.
Рефлексия:
В заключении, в качестве рефлексии используется техника «Две звезды и пожелание» в качестве не только оценивания, но и создания благоприятной атмосферы в группе.
Учитель предлагает участникам определить два положительных момента и отметить звездочкой («две звезды»), и один момент, который, по их мнению, заслуживает доработки («желание»). Обратная связь участников может быть озвучена.

















Приложение1
Маршрутный лист
Серьёзное преимущество маршрутного листа – он учит ребёнка самостоятельности и ответственности. Для развития ребёнка как личности это важный момент. Детям, работающим по маршрутному листу, всегда есть к чему стремиться. При работе по маршрутному листу у ребенка всегда есть возможность добиться лучшего результата.
Вид и форма маршрутного листа зависит от предмета, темы урока и его цели. На уроке труда – это алгоритм выполнения поделки.
Работа по маршрутному листу
1. Рассмотреть внимательно рисунок, определить какое количество кругов разного размера необходимо вырезать.

2. Обвести по шаблону нужное количество кругов и вырезать.
Обводя круги по шаблону не забывать об экономном расходовании бумаги.
3. Определить последовательность наклеивания кругов и составить аппликацию.
4. Наклеить детали по образцу. Нарисовать глаза и хвостик
5. Если осталось время укрась рисунок солнышком.

Критерии оценивания
1. Аккуратность выполненной работы
2. Правильность вырезанных деталей
3. Правильное составление аппликации
Приложение 2

















Приложение 4

Приложение 3


А В С Д
ВопросДанет
1Формативное оценивание – помогает учащимся скорректировать свою работу
2Формативное оценивание – дает заключительное суждение
3Суммативное оценивание – помогает учителю планировать свою работу
4Суммативное оценивание – обычно в конце темы, раздела
5Формативное оценивание – дает обратную связь
Всего баллов
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив